Особенности, которые необходимо учитывать при создании сайта.
Чтобы не делать – думать – переделывать, необходимо учитывать различные нюансы разработки на каждом этапе создания сайта.
Создание сайта можно разделить на несколько основных этапов. Рассмотрим каждый из них.
Постановка цели
Зачем нужен сайт? Для галочки? Если нет, то стоит сразу определиться со всеми задачами, которые он будет выполнять.
От задач сайта зависят и способы привлечения пользователей. Для понимания можно привести несколько примеров:
1. Создание портала о киноиндустрии для привлечения пользователей из поисковых систем и социальных сетей и получения дохода за счет рекламы, размещенной на портале.
2. Создание интенет-магазина одежды и заработок с помощью контекстной и нативной рекламы из рассылок. Привлечение пользователей в данном случае аналогично с предыдущим примером.
3. Создание сайта компании для демонстрации и продажи ее услуг или товаров, а также презентации о ее деятельности, которая сможет значительно повысить доверие пользователей. В данном случае способы привлечения пользователей расширяются переходами с тематических ресурсов, а также оффлайн доступом.
Определение целевой аудитории
Ни один сайт не создается «для всех». Аудитория может быть широкой и разделяться на отдельные сегменты. Но ее определению стоит уделить достаточно времени и внимания, так как в дальнейшем ее подробный портрет пригодится и для рекламы, и для посадочных страниц, и т.д.
Например, нашу целевую аудиторию составляют мужчины от 18 до 25 лет, которые склонны к импульсивным покупкам и не вникают в контент. Эта информация будет полезна в маркетинге и дизайне этого проекта.
Контент, который хотят видеть пользователи
Сайт должен в первую очередь помогать пользователю найти ответы на свои вопросы. Это помогает в поисковом продвижении и конверсии.
Поэтому стоит разобраться, как пользователи составляют запросы в вашей сфере и составить подходящую структуру.
Рассмотрим портал для кинолюбителей. Wordstat.yandex.ru позволяет просмотреть статистику и понять, какие запросы составляют пользователи:
- Название фильма
- Жанры и подборки по ним
- Актеры, режиссеры или сценаристы и их фильмография
- Год, страна, тематика
- Фильмы, получившие определенные награды
- Обзоры, трейлеры и рейтинги фильмов
- Другие параметры
Очень эффективен путь от большого к малому, чтобы охватить как можно больше запросов.
В нашем примере можно начать со слов "фильм" и "кино", по которым соберется большое количество запросов, группируя которые, мы будем продвигаться ближе к пользователю.
Так складывается понимание, какие страницы точно должны быть на сайте.
На этом же этапе составляется семантическое ядро, которое состоит из полноценной коллекции запросов.
Создание лучшего контента
Если вы не знаете, с чего начать путь к идеальному контенту, то для начала постарайтесь сделать его просто лучше, чем у конкурентов.
Пройдя предыдущие этапы, у вас не только должно остаться понимание о портрете пользователя и его потребностях, но также сложиться примерная структура сайта, понимание содержимого страниц.
Проанализируйте, что сейчас предлагают конкуренты. Чего им не хватает, и что вы можете предложить «сверху».
Продолжим рассматривать пример кинопортала.
Для каждого типа страниц и формата данных вы должны ввести отдельный запрос в поиске и проанализировать конкурентов, которые находятся в ТОПе.
Естественно, на вашей аналогичной странице не должны быть все элементы в обязательном порядке как у конкурента. Но пример будет полезен. Со стороны всегда виднее, а поэтому вы можете подумать, как усовершенствовать тот или иной блок.
Проработка юзабилити
Всем и без объяснений понятно, что из двух страниц с одинаковой информацией пользователи предпочтут более удобную.
Страницы должны быть не только полезны – прошло время длинных содержательных текстов. Сейчас пользователи просто ищут ответ на свой вопрос, не углубляясь в теорию (конечно, это может зависеть от портрета целевой аудитории).
Функционал должен облегчать работу с сайтом.
Все интерактивные элементы должны быть заметны и понятны. В формах обратной связи часто требуются подсказки о правилах заполнения.
Удобство также можно рассмотреть как качество контента. Пользователю должно быть комфортно читать текст, рассматривать изображения, при этом важна еще их структура.
Навигация сайта не должна быть запутанной. Пользователь должен понимать, в какой части сайта находится в любой момент, чтобы иметь возможность вернуться.
Данная тема очень обширна и не может ограничиваться 5-10 пунктами. Юзабилити стоит изучать и совершенствовать на сайте своей компании.
Составление финального технического задания
Недоработки в техническом задании значительно портят жизнь как разработчикам, так и клиентам. Из-за этого значительно растягивается процесс создания сайта.
Чтобы избежать трудностей, в техническом задании обязательно должны быть детально описаны основные параметры сайта, пожелания по оформлению, составе и работе основных элементов.
Также на данном этапе часто описывают настройки под СЕО, настройки сервера, различные технические моменты и адаптивность сайта для мобильных устройств.
В техническое задание также входит прототипирование каждой страницы. Для типовых сайтов можно выбрать шаблон и доработать его – это значительно может сократить время разработки, например, для интернет-магазина. Но для многих отраслевых компаний это, наоборот, более затратно – переделывать готовый шаблон под требования отрасли.
В дополнение к прототипам обычно разъясняется работа функционала, если она интуитивно не понятна, могут приводиться примеры работы на других сайтах.
Дизайн, верстка, программирование
Это три кита, на которых держится сайтостроение.
Дизайн не должен бросаться в глаза, но компания должна выделяться из общей массы благодаря уникальным элементам, качественному оформлению элементов в соответствии с трендами дизайна.
Ничто не может подчеркнуть тематику сайта больше, чем дизайн, разработанный специалистом, полностью погрузившимся в специфику отрасли.
Все графические элементы преобразуются в код благодаря верстке. Иногда этот этап тесно сливается с программированием, но это не умаляет важности его особенностей.
В результате верстки все элементы сайта должны корректно отображаться на различных устройствах (список устройств обсуждается в ТЗ) и в различных браузерах, а все графические элементы должны соответствовать дизайн-макетам: шрифты, отступы – детали, которые и складываются в общую картину.
Сайт должен быть оптимизирован, и скорость его загрузки должна быть быстрой.
В результате верстки сайт должен быть полностью идентичен макетам. После чего можно приступать к выбору системы управления сайтом (CMS) и его программированию.
Важное условие выбора CMS – это ее безопасность, особенно если к сайту привязана платежная система, форма сбора данных пользователей или настроена интеграция с бухгалтерией.
После этапа программирования сайт должен работать и быть доступным для наполнения контентом (если другого не прописано в ТЗ).
Наполнение сайта и приём
Необходимо сразу определиться с тем, кто будет наполнять сайт. При маленьком объеме страниц сложностей не возникнет даже при самостоятельном заполнении. Но при разработке сайта исполнителем заполняются только типовые страницы для иллюстрации всего необходимого функционала.
А если вы рассчитываете на интернет-магазин с тысячами товаров, то их наполнение без изначальной договоренности может не только затратить значительные средства, но и время и нервы.
После наполнения клиент осуществляет приемку сайта.
Как ни странно, но это тоже стоит оговорить еще на этапе ТЗ. Чтобы не получить архив сайта на компакт-диске с напутствием «а дальше как-нибудь сами», необходимо договориться с исполнителем о том, что вы получите работающий сайт на своем домене и хостинге, с некоторым периодом гарантии и возможностью обращения в случае необходимости внесения правок.