Мужчины и женщины это один биологический вид, мы одинаковы, но насколько различным может быть восприятие окружающего мира в зависимости от пола. Это обуславливается не только физиологическими характеристиками, но так же и психологическими (даже в большей степени).
Гендерные стереотипы – это обобщенные и эмоционально яркие образы, которые ассоциируются со всеми представителями той или иной гендерной общности, независимо от конкретных представителей и их личных качеств.
Сильное влияние на возникновение стереотипов оказывают география и культура. В нашей стране к примеру популярна модель мужчины-добытчика и женщины-хранительницы домашнего очага.
Гендерные стереотипы укрепляют неравенство в обществе, но в маркетинге они используются для достижения определенных целей. Деление общества на группы, поддающиеся определенным признакам и стандартам, позволяет точнее попасть в аудиторию.
Не все образы, внедряемые в сознание потребителей негативно на них влияют. Но очень важно, нацеливаясь на определенный сегмент, не обидеть никого своими ассоциациями.
В России опыт применения гендерных ассоциаций в рекламе недостаточно большой, поэтому маркетологи больше руководствуются законом и здравым смыслом.
Типичный женский персонаж
- Хозяйственная
- Красивая, сексуальная и ухоженная
- Недостаточно компетентная в определенной области, в которой поможет именно рекламируемый товар
- Способная прислушиваться к чужому мнению (кто-то советует определенную бытовую химию, она конечно же пробует и пребывает в восторге)
- Решительная и способная добиваться своего в любых ситуациях
Типичный мужской персонаж
- Преуспевающий бизнесмен
- Спортсмен
- Галантный кавалер в окружении дам
- Заботливый и любящий отец, семьянин
- Владелец дорогого автомобиля, костюма, часов
- Тусовщик
- Настоящий друг
Крупные бренды нередко специально отходят от общепринятых стереотипов. Т.к. выход за их рамки не останется незамеченным.
В 2017 году лицом компании Maybelline New York стал популярный бьюти-блогер мужчина. Первое его появление получило огромный резонанс, на фоне которого значительно выросли продажи. Следующие его упоминания проходили более спокойно, а через некоторое время такая же рекламная компания, но в другой не менее популярной косметической компании Rimmel с другим блогером остались вовсе незаметны.
Физиологические отличия мозга
В рамках нейрофизиологии утверждается, что мозг женщины на 8-10% меньше мужского, но пропорционально большие лобные доли, которые отвечают за принятие решений и контроль ситуации. У мужчин соответственно развиты больше отделы, отвечающие за восприятие пространства и реакцию на опасность.
85% покупок совершаются женщинами, и даже если оплату проводил мужчина, то инициатором потребности в товаре чаще выступает женщина. В половине случаев, покупка «мужских» товаров тоже совершается женщинами.
Поэтому, настраивая рекламу мужских товаров только на мужчин, можно совершить большую ошибку.
Женщины чаще пользуются акциями и скидками, в то время как мужчина готов потратить большую сумму единоразово.
Он-лайн покупки более свойственны сильной половине, к тому же растет процент мужчин, которые участвуют в больших распродажах (например «Черная Пятница», Кибер Понедельник» и т.д.).
У мужчин и женщин отличается восприятие рекламы в целом.
Женщины хорошо идут на контакт – обычная повседневная речь вызывает у них выброс эндорфинов в мозг. Считается, что женщины более эмпатичны, они склонны сопереживать, более внимательны к новинкам, поэтому стоит обращать внимание именно на чувства и ощущения.
Мужчины не так внимательны к деталям, им важен функционал, статусность товара, насколько он может передать финансовую состоятельность. Считается, что рекламе сложней действовать на мужчин, т.к. чаще всего они считают ее пустой и не видят острой необходимости в большом выборе.
Если сравнить рекламу бритвенных станков Gillete для мужчин – нет ничего лишнего, показаны отличия от аналогов, качество и удобство использования. В рекламе женских бритвенных станков упор сделан на красоту и исключительность женщины.
Что важно в рекламе для женщин
- Важно создать атмосферу, в которой хочется покупать
- Импульсивные покупки теряют свою популярность, нужна возможность ознакомиться со всеми характеристиками продукта перед приобретением
- Как смотрится товар – при возможности используйте визуализацию
- Специальные предложения с акцентом на практичность покупки более предпочтительны (например, «1+1=3»).
- Женщинам важно отсутствие скрытых комиссий
- Они чаще согласны повысить сумму чека, чтобы воспользоваться бесплатной доставкой или другими бонусами
- Женщины активно следят за брендами в социальных сетях
Важно для мужчин в рекламе
- Коротко и по делу
- Более открыто реагируют на шутки и легкие провокации
- Средний чек обычно выше, но список покупок ограничивается чаще всего только необходимым
Если в сфере бизнеса не принципиально применение гендерных стереотипов, то лучше использовать гендерно-нейтральную рекламу. Недопустимо использовать дискриминацию или объективизацию в рекламе. Любые унизительные или несправедливые ассоциации могут нанести непоправимый вред бизнесу и позиционированию товара.
Использование гендерных стереотипов должны носить позитивный характер, подчеркивая преимущества товара и придавая приятный образ потребителю.
Любопытный факт
Реклама Axe от Unilever: после семи лет использования дезодоранта житель Индии подал в суд на компанию Unilever, не дождавшись обещанного в рекламе результата – немедленного интереса со стороны противоположного пола.