Перед тем как запускать бизнес в интернете нужно определить его цели. Какой продукт или услугу вы планируете продвигать? На кого рассчитано ваше коммерческое предложение? Важно изучить целевую аудиторию, проанализировать конкурентов. Вся информация по проекту, цели, задачи должны быть прописаны в техническом задании. Это ёмкий документ, на его основании команда, которая работает над сайтом, организовывает свою деятельность.
Состав технического задания
Пытаясь начинать работу над сайтом без технического задания, вы рискуете запутаться и в конечном результате получить совершенно не то, на что рассчитываете. Чёткое ТЗ должно умещать в себе такую информацию:
цели проекта;
назначение сайта, который нужно разработать (информационный, корпоративный, продающий);
требования к интерфейсам, интеграциям, структуре и архитектуре;
особенности бизнес-процессов;
пользовательские сценарии;
поэтапный план разработки;
инструментарий и пр.
Документ должен ответить в первую очередь на вопрос, какой должна быть система, из каких компонентов она состоит, как отдельные блоки будут взаимодействовать между собой. Также здесь есть информация о том, какие алгоритмы и функции нужно разрабатывать.
Формулировка бизнес-требований
Business Requirements Document – это документ, в котором описаны все требования, выдвигающиеся к системе. Рассмотрим пример. Предположим, у клиента есть магазин по продаже hand made аксессуаров и украшений, представленный несколькими оффлайн-точками. Потенциальные клиенты, которых такие товары интересуют, не имеют возможности постоянно отслеживать поступления, следить за обновлением ассортимента. Автоматизация как такова отсутствует, заказы только в магазине или по телефону. Проблемы этого бизнеса:
увеличенная нагрузка на продавцов;
размытое представление о целевой аудитории;
отсутствие коммуникации с ЦА;
низкая рентабельность.
Решить проблемы можно при помощи интернет-магазина. Здесь клиенты смогут просмотреть весь каталог, сделать предварительный заказ. Сайт можно разрекламировать, создать уникальное коммерческое предложение, раскрутить бизнес, вследствие чего повысится его прибыльность.
В данном случае пункт «Бизнес-цели» будет иметь такой вид:
увеличить товарооборот;
собрать данные о целевой аудитории и расширить её;
составить портрет покупателя;
снизить нагрузку на консультантов за счет автоматизации таких процессов, как заказ, оплата, доставка;
повысить процент повторных продаж.
На основании бизнес-целей определяем и бизнес-задачи:
подключение модулей доставки, оплаты, предварительного заказа;
настройка системы сбора статистических данных по продажам;
настройка системы учета остатков.
Ну и напоследок определяем функции системы. В данном случае актуальными будут такие опции:
загрузка товаров в каталог вручную или автоматически;
онлайн-оплата;
оформление доставки;
подписка на рассылки.
Теперь и клиент, и разработчики понимают, какой нужно создать интернет-магазин, какие разработать базовые функции.
Требования к дизайну и интерфейсу
Сайт должен быть максимально удобным и функциональным. И в данном случае нужно ориентироваться не на собственное чувство прекрасного, а на статистические данные. Под интерфейсом понимают различные элементы, через которые посетитель взаимодействует с вашим интернет-магазином. Идеально, если есть уже пример сайта, который нравится заказчику. На основании исходного ресурса можно создать новый, похожий.
При определении требований по дизайну и интерфейсу нужно добавить такую информацию:
что нужно размещать (например, у клиента есть хорошие картинки или разработанный логотип);
чего нельзя использовать (черный цвет, мелкие шрифты и пр.);
ссылки на ресурсы, которые нравятся заказчику.
Кроме того, важно определить границы и рамки проекта. Если, например, интернет-магазин будет интегрировать с 1С, то именно через эту систему будет осуществляться управление такими процессами, как добавление товаров и публикация их на сайте. Рамки – это то, что входит в базовую стоимость. К примеру, интеграция 1С ещё в рамке, а доработки системы – за ней.
Заключение
Техническое задание – это документ, который поможет лучше понять, для чего нужен сайт, каковы цели его разработки. В нём должны быть прописаны функциональные и бизнес-требования, описанные основные процессы, которые имеют отношение к вашему бизнесу. Также здесь умещены пожелания, касающиеся интерфейса и дизайна. Важно подать их реферансами (на примерах других ресурсов), а не описывать с точки зрения собственных эстетических предпочтений. В техническом задании нужно четко определить границы и рамки, чтобы понимать, по каким критериями оценивать реализованность и успешность проекта.